
Узнай о скидках и акциях!
Зафиксируй стоимость обучения на нужную дату!
Мы напомним точно в срок, когда пора проходить обучение.
Федеральный закон от 28 февраля 2025 года № 28-ФЗ направлен на кардинальное повышение качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров. Его главная цель – устранить пробелы в системе обучения медиков, гарантируя, что будущие врачи и фармацевты получат полноценное практико-ориентированное образование. Закон вводит ряд ключевых изменений в законодательство, определяющих новые правила и стандарты в этой сфере:
Запрет на дистанционное обучение. Устанавливается запрет на реализацию профессиональных образовательных программ в области медицины и фармации с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Иными словами, готовить врачей и медперсонал только в онлайн-режиме отныне запрещено – практические навыки должны отрабатываться очно на базе реальных или симулированных клинических условий. Допускаются лишь те элементы дистанта, которые прямо предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), то есть формат обучения становится преимущественно очным.
Обязательное практическое обучение и проверка условий подготовки. Закон требует, чтобы организации, осуществляющие подготовку по медицинским и фармацевтическим программам, соответствовали строгим требованиям к кадровому составу и материально-техническому обеспечению в части практической подготовки обучающихся.
Теперь учебное заведение обязано иметь достаточную клиническую базу (больницы, клиники, симуляционные центры) и аттестованных преподавателей для проведения практических занятий. Для подтверждения этого соответствия вводится особый механизм: образовательная организация должна получить заключение Росздравнадзора о наличии необходимых условий для практического обучения.
Такое заключение будет выдаваться по заявлению образовательного учреждения и подтверждать, что у него есть все требуемые ресурсы и специалисты. Данные заключения бессрочны и вносятся в открытый реестр, вести который поручено Росздравнадзору. По сути, вводится дополнительный контроль качества учебных баз со стороны органа, отвечающего за здравоохранение.
Централизация разработки программ повышения квалификации. Законом на Министерство здравоохранения РФ возлагается полномочие по разработке и утверждению типовых дополнительных профессиональных программ в сфере охраны здоровья и фармацевтической деятельности.
Это означает, что все программы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников будут унифицированы и стандартизированы на федеральном уровне.
Ранее отдельные вузы или образовательные центры могли самостоятельно формировать содержание таких программ, теперь же типовые образовательные модули, курсы и дисциплины для дополнительного профессионального образования будет устанавливать Минздрав, обеспечивая единые высокие стандарты обучения по всей стране.
Лицензирование программ дополнительного образования. Закон устанавливает, что дополнительное профессиональное медицинское образование (т.е. курсы переподготовки, повышения квалификации и другие послевузовские программы) подлежит обязательному лицензированию по видам программ и специальностям.
Это нововведение ужесточает требования к учебным центрам: чтобы проводить, например, курс переподготовки врачей по кардиологии или усовершенствование фармацевтов по определённой специализации, учебная организация должна иметь отдельную лицензию именно на эту программу/специальность. Данная мера призвана исключить случайные и некачественные образовательные услуги – каждый курс будет проходить через процедуру лицензирования, подтверждающую соответствие установленным стандартам содержания и преподавания.
В целом, закон нацелен на повышение уровня подготовки специалистов здравоохранения и, как следствие, на улучшение качества медицинской помощи населению. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин подчеркнул, что одобренные изменения помогут обеспечить более высокий уровень компетенций работников здравоохранения, а недостаточный уровень подготовки напрямую угрожает пациентам, которым может не быть вовремя оказана необходимая помощь.
Он отметил критическую важность постоянного профессионального роста медицинских работников, освоения ими современных технологий диагностики и новых методов лечения и профилактики заболеваний. Таким образом, основные положения закона задают стратегическое направление на усиление практической составляющей медицинского образования, усиление контроля качества и непрерывное профессиональное развитие медиков.
Принятый закон повлёк за собой существенную перестройку образовательных программ в медицинских и фармацевтических вузах и колледжах, а также программ повышения квалификации. Структура обучения была скорректирована таким образом, чтобы соответствовать новым требованиям и исключить возможности получения диплома или сертификата без надлежащей практической подготовки.
• Во-первых, из учебных планов исключается формат полностью дистанционного обучения для тех специализаций, которые требуют клинических навыков. Если ранее некоторые теоретические курсы могли проводиться онлайн, то теперь доля дистанционных часов будет жёстко ограничена. Основные профессиональные программы высшего и среднего медицинского образования отныне должны реализовываться в очной форме за исключением случаев, разрешённых стандартами.
Это означает, что студенты-медики и фармацевты большую часть знаний и навыков обязаны получать непосредственно в аудиториях, лабораториях и клиниках. Любые онлайн-компоненты могут остаться лишь вспомогательными – например, для отдельного теоретического материала – и только в том объёме, который официально допускает государственный образовательный стандарт.
• Во-вторых, усиливается практико-ориентированность программ. Учебные планы пересматриваются с акцентом на увеличение часов практических занятий, стажировок и работы с пациентами. Теперь будущие врачи и средний медперсонал обязательно отрабатывают свои навыки на практике: у постели больного, в операционной, на клинических кафедрах базовых больниц или в условиях симуляционных центров.
Такой подход отражает позицию законодателей, что «подготовка врачей должна проходить у кровати больного, у операционного стола», а не только за компьютером. В учебные программы могут внедряться новые учебные модули, направленные на развитие клинического мышления и практических умений – например, расширенные циклы практики в медицинских организациях, тренинги на симуляционном оборудовании, мастер-классы по современным методам диагностики и лечения. В результате изменяется сама структура подготовки: теория теснее увязана с практикой, и каждый студент получает возможность применить полученные знания в реальных или максимально приближенных к реальным условиях.
• В-третьих, законом инициирована обновление содержания как базовых, так и дополнительных образовательных программ. Перед Минздравом поставлена задача разработки типовых программ повышения квалификации, что практически означает введение единых учебных планов для курсов переподготовки специалистов по различным направлениям. Эти типовые программы будут включать актуальные сведения о достижениях медицины и фармации, новейшие клинические рекомендации и технологии.
Таким образом, все учебные заведения, реализующие программы дополнительного профессионального образования, обязаны будут привести свои курсы в соответствие с федеральными требованиями. Например, если типовая программа для врачей-терапевтов предусматривает изучение современных методов лучевой диагностики или телемедицинских технологий, то любой курс повышения квалификации терапевтов в стране должен будет включать эти дисциплины. Закон стимулирует обновление учебного материала: медицинское образование становится более современным, включая в себя новые дисциплины и темы, востребованные практикой здравоохранения. Это обеспечивает единый высокий стандарт подготовки независимо от учебного заведения.
• В-четвертых, изменения коснулись требований к самим процессам обучения. Вводятся дополнительные критерии качества проведения занятий. Преподаватели, задействованные в профессиональной подготовке медиков, должны соответствовать высоким квалификационным требованиям (быть аттестованными специалистами) и владеть актуальными практическими навыками. Учебные группы, особенно при освоении практических навыков, должны формироваться с учётом обеспечения достаточного внимания каждому обучающемуся (например, ограничение числа студентов на одного наставника в клинике).
Усиленный контроль за соблюдением образовательных стандартов будет осуществляться профильными органами — так, Росздравнадзор проверит наличие необходимой материально-технической базы, включая учебные клиники, лаборатории, аптечные тренажёры для фармацевтов и др., на соответствие требованиям ФГОС для каждой программы. Если учебная программа или ее реализация не будут отвечать новым стандартам качества, образовательной организации придётся их перерабатывать или рисковать потерять право на реализацию такой программы. Таким образом, образовательные программы по медицине и фармации претерпевают изменения как в форме (формат обучения), так и в содержании (учебные планы), что должно позитивно сказаться на качестве подготовки выпускников.
Принятие закона непосредственно отражается на нынешних и будущих медицинских работниках, их подготовке и профессиональном росте. Врачи, средний медперсонал и фармацевты теперь будут проходить обучение и повышение квалификации в более строгих условиях, однако эти условия направлены на укрепление их компетенций и улучшение профессиональных возможностей.
1. Новые нормы повышают качество базового образования медиков, а следовательно, выпускники медицинских вузов будут лучше подготовлены к практической работе. Молодые специалисты, окончившие обучение по обновлённым стандартам, с первого дня в лечебных учреждениях окажутся более уверенными в своих навыках. Уровень их клинической подготовки станет выше, поскольку за период обучения они накопят значительный практический опыт.
Это повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда и их готовность к самостоятельной работе с пациентами. В конечном счёте это снижение числа ошибок по неопытности и более высокий уровень оказываемой помощи. Председатель ГД Вячеслав Володин прямо связал уровень подготовки кадров с качеством медицинской помощи, подчеркнув, что из-за плохого обучения могут пострадать пациенты, которым вовремя не окажут необходимую помощь.
Следовательно, усиление подготовки напрямую способствует повышению безопасности пациентов и эффективности работы медиков.
2. Для действующих медицинских работников усиливается значение непрерывного профессионального развития. Закон фактически закрепляет обязанность медработников регулярно повышать квалификацию в установленных форматах – теперь уже невозможно получить новую квалификацию или специальность, просто прослушав удалённый курс и сдав тест онлайн. Медицинские работники, желающие пройти переподготовку или освоить новую специализацию, должны будут обучаться в организациях, имеющих заключение Росздравнадзора и лицензию на соответствующую программу.
Это означает, что каждое последипломное обучение будет более серьёзным и требовательным, включая очные занятия, практические тренинги и стажировки. Например, если врач решил получить дополнительную специальность (второе образование) по ультразвуковой диагностике, ему придётся пройти очный цикл обучения с практикой на оборудовании под руководством опытных наставников, а не ограничиться вебинарами. Такой подход гарантирует, что по итогам курсов медицинский работник действительно приобретёт новые навыки и знания, подтверждённые практикой, а его новая квалификация будет заслуженной.
В обществе ранее сложилась порочная практика, когда отдельные специалисты получали «корочки» о повышении квалификации фактически без надлежащей подготовки, что ставило под сомнение их профессиональный уровень. Теперь же уровень подготовки медработника, получившего новую квалификацию, будет значительно более высокым и доверие к таким сертификатам увеличится.
3. Увеличиваются возможности и стимулы для повышения квалификации медицинских работников. Благодаря тому, что программы дополнительного профессионального образования будут типовыми и утверждёнными Минздравом, врачи и фармацевты смогут выбирать курсы, содержание которых прозрачно и соответствует современным требованиям здравоохранения.
Это облегчит планирование профессионального роста: стандартизированные программы дадут чёткое представление, какие компетенции будут получены. Кроме того, федеральный контроль за такими программами исключит недобросовестные организации, продающие фиктивные удостоверения, – на рынке останутся только качественные предложения. Медработники, вкладывающие время в обучение, могут быть уверены, что получат реальные знания, применимые в практике, а их диплом о переподготовке будет признаваться повсеместно.
Также следует ожидать, что работодатели в системе здравоохранения (больницы, поликлиники) будут ещё более заинтересованы в том, чтобы их сотрудники проходили регулярное обучение. Законодатель акцентировал, что современный медик обязан постоянно изучать новые технологии, методы диагностики, осваивать инновационные способы лечения и профилактики. Теперь эта идея подкреплена нормативно: создание условий для такого обучения – обязанность системы здравоохранения. В результате медицинские работники получат более чётко выстроенную систему непрерывного образования, что позитивно скажется на их профессиональном уровне, карьерном росте и качестве оказания медицинских услуг.
4. Изменения в сертификации и аккредитации кадров здравоохранения. Хотя непосредственно закон № 28-ФЗ не меняет порядок аккредитации специалистов (итоговой проверки после обучения), косвенно он на неё влияет. Поскольку программы обучения и переподготовки стали более стандартизированы и лицензированы, результаты такого обучения будут учитываться при периодической аккредитации врачей и фармацевтов.
Медицинским работникам, чтобы успешно проходить процедуры допуска к профессиональной деятельности (например, аккредитацию раз в 5 лет), теперь потребуется иметь за плечами курсы повышения квалификации, проведённые по новым стандартам. Таким образом, для самих специалистов закон означает более высокую планку квалификационных требований, но одновременно обеспечивает им более качественное образование для соответствия этой планке.
Учреждения, осуществляющие медицинское или фармацевтическое образование – университеты, колледжи, институты повышения квалификации – столкнулись с существенными новыми требованиями в связи с вступлением в силу Федерального закона № 28-ФЗ. Эти требования касаются их материальной базы, кадрового состава, лицензирования и соответствия образовательным стандартам.
1. Аккредитация и контроль условий обучения ужесточаются. Теперь каждой образовательной организации недостаточно просто иметь лицензию Министерства образования; необходимо получить специальное заключение Росздравнадзора, подтверждающее, что условия для подготовки медицинских кадров соответствуют установленным нормам.
Росздравнадзор проверяет наличие у вуза или учебного центра необходимой клинической базы (больничных отделений для практики студентов, учебных поликлиник, фармацевтических лабораторий и др.), а также соответствие численности и квалификации преподавателей требуемым стандартам. По результатам проверки выдается заключение, информация о котором вносится в единый реестр.
Если организация не получит такое заключение до установленного срока (законом определено, что сделать это нужно не позднее 1 сентября 2026 года), она не сможет продолжать обучать студентов-медиков. Практически это означает, что учебные заведения уже сейчас должны начать работу по приведению своей базы в соответствие с требованиями: заключать договоры с клиническими больницами для практики, закупать современное медицинское оборудование для учебных целей, повышать квалификацию преподавателей.
Государство, в лице профильного надзорного органа, получает механизм исключить из системы медобразования те площадки, которые не обеспечивают должного качества практической подготовки. Ранее появлялись коммерческие или ведомственные учебные структуры без собственной клинической базы, проводившие обучение преимущественно в дистанционном формате. Теперь подобная практика станет невозможной: у каждого учебного центра либо есть необходимая аккредитация (заключение) и база для обучения, либо он вынужден будет прекратить набор на медицинские программы (студентов из таких вузов планируется переводить в другие организации, соответствующие требованиям).
2. Изменились правила лицензирования образовательной деятельности в сфере медицины. Помимо базовой лицензии на образовательную деятельность, организации должны получать отдельные лицензии на каждую программу дополнительного профессионального медицинского образования по конкретной специальности. Например, если медицинский вуз помимо основного обучения врачей проводит ещё курсы повышения квалификации хирургов, терапевтов и фармацевтов, то на каждый такой курс (каждую специальность дополнительного обучения) ему потребуется лицензия, подтверждающая соответствие программы требованиям.
Ранее лицензирование носило более обобщенный характер, и учебные центры могли достаточно свободно добавлять новые курсы в рамках своей общей лицензии. Теперь же введён механизм детального контроля: любая новая программа переподготовки должна пройти утверждение и лицензирование. Это, с одной стороны, создаёт дополнительную административную нагрузку на образовательные учреждения, но с другой – гарантирует, что содержание и методика каждого курса проверены и одобрены регулятором. В перспективе подобная мера очищает рынок от случайных учебных продуктов и повышает доверие к сертификатам о дополнительном образовании.
3. Стандартизация преподавания выходит на новый уровень. Учебные центры обязаны строго следовать федеральным государственным образовательным стандартам и типовым программам, утверждённым Минздравом, при реализации своих курсов. Если ранее разные вузы могли по-разному трактовать учебный план (особенно в части дополнительного образования), то теперь рамки допустимого более чёткие. Минздрав будет разрабатывать типовые учебные планы, включающие перечень дисциплин, тематику и объём часов по каждой теме для программ повышения квалификации врачей и фармацевтов.
Учебный центр должен соответствующим образом скорректировать свои программы под эти требования, иначе он просто не пройдёт лицензирование. Также стандартизация коснулась и преподавательских кадров: аттестация педагогов и требования к их квалификации будут унифицироваться.
Вероятно, Минздрав или подведомственные ему учреждения будут разрабатывать рекомендации по тому, какие квалификационные требования предъявлять преподавателям клинических дисциплин, как часто проводить их стажировки в лечебных учреждениях, чтобы поддерживать уровень практических навыков, и т.д. Все это призвано обеспечить единообразно высокий уровень преподавания вне зависимости от региона и статуса образовательной организации.
4. Новые правила предусматривают и прозрачность информации о соответствии учебных центров требованиям. Открытый реестр заключений Росздравнадзора позволит пациентам, студентам и работодателям видеть, какие именно вузы и центры имеют подтверждение материально-технической оснащенности и кадрового потенциала.
Это повышает доверие к дипломам, выданным такими учреждениями, и стимулирует конкуренцию между учебными организациями за качество – никто не захочет оказаться в положении вуза, не попавшего в реестр допущенных к обучению медиков.
5. Вводимые требования влияют и на процесс аккредитации образовательных программ. Хотя формально термин "аккредитация" в тексте закона может не употребляться, по сути заключение Росздравнадзора является специальной аккредитацией, подтверждающей готовность программы к подготовке практикующих специалистов.
Дополнительно, можно ожидать, что и Федеральная служба по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) скорректирует свои проверки с учётом новых норм – например, при государственной аккредитации образовательных программ будет уделяться больше внимания показателям трудоустройства и успешности выпускников, качеству практик, материальной базе кафедр.
В совокупности, лицензирование и аккредитация учебных центров становятся многоэтапными:
Только выполнив все эти условия, учреждение вправе обучать будущих медиков.
Федеральный закон № 28-ФЗ существенно повышает планку требований к организациям, занимающимся медицинским и фармацевтическим образованием. Они вынуждены инвестировать в улучшение качества обучения – создавать крепкую учебно-материальную базу, привлекать опытных сертифицированных преподавателей, регулярно обновлять программы в соответствии с указаниями Минздрава.
Хотя адаптация к новым правилам может быть непростой, в долгосрочной перспективе эти меры приведут к более высокому уровню подготовки выпускников, единообразию стандартов обучения по всей стране и, как следствие, к улучшению качества медицинской помощи.
Законодатели подчёркивают: «от уровня подготовки работников здравоохранения зависит качество медицинской помощи». Новые требования к учебным центрам – это инвестиция в будущее отечественного здравоохранения через создание прочного фундамента образовательного процесса.
~~~
Учебный центр «МедСтандартПроф» уже находится в процессе подготовки к выполнению всех необходимых требований для получения соответствующего заключения от Росздравнадзора. Мы постараемся, чтобы переход на новые требования оказался как можно менее болезненным для наших клиентов.
Мы напомним точно в срок, когда пора проходить обучение.
ARKS CENTER - Разработка и упаковка