Непрерывное медицинское образование
В нашем учебном центре вы можете пройти обучение в системе непрерывного медицинского образования
Тест НМО c ответами по теме «Основы лекарственной помощи»
1. Антабусная реакция
- не опасна для человека;
- может закончиться смертью;
- облегчается приемом больших доз алкоголя;
- проявляется тяжелыми токсическими реакциями;
- вызвана нарушением метаболизма этилового спирта, накоплением токсических продуктов его распада.
2. В каких случаях лекарственный препарат признается опасным и категорически противопоказанным для применения беременным?
- если экспериментальные исследования в целом не показали их тератогенного действия у животных и детей, чьи матери принимали такие лекарства;
- если испытания не показали возникновение риска для плода в первые 12 недель беременности и отсутствуют данные о вредном влиянии на плод в поздние сроки беременности;
- если контролируемых испытаний не проводилось либо действие препарата не изучено;
- если применение препаратов этой группы связано с определенным риском для плода, однако польза от их применения превосходит возможное побочное действие;
- если доказано тератогенное действие препаратов этой группы.
3. Верные суждения о правилах выписки лекарственных препаратов
- выписка рецептов на лекарства по торговому наименованию, если препарат имеет МНН, считается нарушением;
- согласно Порядку отпуска лекарственных средств, утвержденному приказом Минздрава (от 14.12.2005г. № 785), лекарственные препараты должны выписываться по их торговому наименованию;
- выписка лекарственных препаратов регламентирована приказом Минздрава (от 14.12.2005г. № 785);
- аптеки обязаны фиксировать нарушения при выписке рецептов на лекарства и информировать о них руководителей соответствующих медицинских организаций;
- согласно Порядку отпуска лекарственных средств, утвержденному приказом Минздрава (от 14.12.2005г. № 785), лекарственные препараты должны выписываться по МНН.
4. Верные суждения о препаратах-дженериках
- дженерики, как правило, обладают более высоким качеством и их продают по более высоким ценам, чем оригинальные препараты;
- дженерики, как правило, стоят дешевле оригинальных препаратов;
- препараты, которые выпускают фирмы, не являющиеся их разработчиками после окончании 5-летнего патента, называют дженериками;
- нередко дженерики менее эффективны и хуже переносятся, чем оригинальные препараты;
- понятия «оригинальный препарат» и «дженерик» – это синонимы.
5. Верные суждения о терапевтической широте лекарственного препарата
- интервал между терапевтической и высшей пороговой дозой называют «терапевтической широтой» лекарственного препарата;
- препараты с низкой терапевтической широтой наиболее безопасны;
- чем больше терапевтическая широта, тем больше вероятность передозировать препарат и вызвать тяжелые токсические осложнения;
- при дозировании лекарственных препаратов с низкой терапевтической широтой необходима повышенная осторожность;
- чем больше терапевтическая широта, тем меньше вероятность передозировать препарат и вызвать тяжелые токсические осложнения.
6. Верные суждения об «оригинальных препаратах»
- дженерики, как правило, стоят дороже оригинальных препаратов;
- оригинальные препараты, как правило, стоят дороже препаратов-дженериков;
- препарат называют оригинальным, если его выпускает фирма, которая сама разработала его. Фирма-разработчик регистрирует лекарство и дает ему наименование;
- понятия «оригинальный препарат» и «дженерик» – это синонимы;
- чтобы окупить расходы на разработку нового лекарства, фирма имеет право запатентовать его на 5 лет. В течение этого времени никто не имеет права выпустить это лекарство, не оплатив патент.
7. Дозис-фактор – это специальный коэффициент, применяемый для расчета
- дозы лекарственного вещества для взрослого с учетом его веса;
- скорости введения лекарственного вещества;
- концентрации лекарственного раствора;
- токсической дозы лекарственного вещества;
- детской дозы лекарственного средства с учетом возраста ребенка.
8. Дозис-фактор для детей до 1 года равен
- 0,5;
- 1,8;
- 10;
- 0,01;
- 1000.
9. Должна ли медицинская сестра познакомиться с инструкцией по применению лекарственного препарата прежде, чем применить его по назначению врача?
- да, это входит в ее обязанности. Используя препарат, медицинская сестра должна следовать инструкции по его применению;
- это зависит от того, о каком именно лекарственном препарате идет речь;
- это зависит от локальных нормативных актов, принятых в конкретной медицинской организации;
- это зависит от взаимоотношений между врачами и медицинским сестрами в каждом конкретном коллективе;
- нет, если врач назначил, медсестра должна строго выполнить его назначение, даже если ей не знакомы назначенный препарат и правила его применения.
10. Идеальная жидкость для запивания лекарств
- минеральная вода;
- чистая вода со льдом;
- чистая вода комнатной температуры;
- чистая горячая вода;
- молоко.
11. Какие наименования лекарственных препаратов обязательно указывают на их упаковке?
- торговое наименование;
- вопрос выбора наименования на упаковке лекарственного вещества не урегулирован действующей нормативной базой;
- международное непатентованное наименование лекарственного препарата;
- химическую формулу действующего вещества;
- производитель имеет право самостоятельно решать, какие наименования лекарства он помещает на упаковке.
12. Какие проблемы возникают при делении таблеток?
- проблема точности дозирования;
- разрушение оболочки, которая обеспечивает химическую защиту или определяет скорость высвобождения действующего вещества;
- недовольство пациентов;
- воздействие факторов внешней среды (свет, влажность);
- проблема учета медикаментов.
13. Клинические проявления антабусной реакции
- повышение температуры, боль в горле;
- запоры, непроходимость кишечника;
- кашель, одышка;
- симптомы интоксикации: головная боль, тошнота, рвота, затрудненное дыхание, тахикардия, нарушения ритма судороги, нарушения сознания;
- отек Квинке, крапивница.
14. Лекарственные препараты, всасывание которых в желудке нарушается в присутствии пищи, следует принимать
- за 30 минут до еды;
- во время еды;
- после еды;
- вне зависимости от приема пищи;
- через 2-3 часа после еды.
15. Лекарственные препараты, способные вызвать антабусоподобную реакцию
- пенициллин;
- ко-тримоксазол [Сульфаметоксазол + Триметоприм];
- ацетилсалициловая кислота;
- метронидазол;
- варфарин.
16. Международное непатентованное наименование лекарственного препарата
- название лекарства, которую для него придумала фирма, которая его производит и продает;
- запатентованное производителем наименование лекарственного препарата (бренд);
- отражает его химическую формулу;
- уникальное наименование лекарственного вещества – условное слово, придуманное ВОЗ и внесенное в соответствующий реестр;
- дается лекарственному препарату при его лицезировании.
17. На каких этапах могут взаимодействовать лекарственные вещества, принятые одновременно?
- после введения в организм на этапе воздействия на органы-мишени;
- вопрос сформулирован некорректно, так как принятые внутрь лекарства не могут взаимодействовать между собой;
- до введения в организм – физико-химическое взаимодействие лекарств в одном стакане, шприце, в одной капельнице;
- после введения в организм на этапе распределения, метаболизма, выведения;
- после введения в организм на этапе всасывания в желудке.
18. Напитки, категорически не рекомендуемые для запивания лекарств
- чистая вода;
- крепкий чай;
- кофе;
- грейпфрутовый сок;
- фруктовые соки.
19. Пациент получает «капельницу» со скоростью 60 капель в минуту. Сколько мл лекарственного вещества введут пациенту за 1 час?
- 480 мл;
- 360 мл;
- 1 литр;
- 180 мл;
- 100 мл.
20. Площадь поверхности тела для расчета точной дозы лекарственного препарата исчисляется в квадратных метрах и определяется по формуле
- (Рост х Вес) х 3600;
- (Рост – Вес) / 3600;
- (Рост + Вес) / 3600;
- (Рост : Вес) / 3600;
- (Рост х Вес) / 3600.
21. Побочные эффекты и осложнения при приеме антибиотиков, связанные с их биологическим действием
- бактериолиз;
- токсические реакции;
- диарея;
- суперинфекция;
- аллергия.
22. Полипрагмазия – это
- симптом, указывающий на поражение нервной системы;
- название антидепрессанта;
- прием более 3-5 лекарственных средств одним пациентом;
- паразитарное заболевание.
23. Препарат первой помощи при анафилактическом шоке
- дифенгидрамин;
- глюконат кальция;
- норадреналин;
- эпинефрин (адреналин);
- преднизолон.
24. Препараты, обладающие ототоксическим действием
- ацетилсалициловая кислота;
- антибиотики из группы аминогликозидов;
- валериана;
- петлевые диуретики;
- пенициллин.
25. Препараты, обладающие токсическим влиянием на печень в присутствии алкоголя
- макролиды;
- пенициллин;
- ацетилсалициловая кислота;
- дифенгидрамин;
- парацетамол.
26. При приеме внутрь лекарства могут взаимодействовать с
- водой;
- продуктами питания;
- алкоголем;
- другими лекарствами, принятыми внутрь;
- никотином.
27. Продукты питания, вызывающие гистаминоподобные реакции
- помидоры;
- рыба;
- клубника;
- яйца;
- крупы.
28. Профилактика ототоксических реакций на аминогликозиды
- следить за выделительной функцией почек (контроль диуреза);
- проводить ежедневный опрос больного о появлении шума в ушах, головокружении и ежедневное исследование слуха шепотной речью. Отменить назначение аминогликозида при первой жалобе на шум в ушах;
- начинать введение антибиотика с небольшой – не более половины дозы в первые 1-2 дня;
- ежедневно контролировать показатели крови (делать общий анализ крови);
- никогда не сочетать введение двух аминогликозидных антибиотиков.
29. Растительный препарат, принимаемый для лечения депрессии
- семя льна;
- корень валерианы;
- тысячелистник;
- сок подорожника;
- экстракт зверобоя.
30. Рекомендации по коррекции дозы мочегонных (по сравнению со средней рекомендованной дозой) при лечении пожилых старше 65 лет
- принимать 2/3 от средней рекомендованной дозы;
- принимать 1/2 от средней рекомендованной дозы;
- принимать 0,1 от средней рекомендованной дозы;
- среднюю рекомендованную дозу увеличить в 2 раза;
- принимать 3/4 от средней рекомендованной дозы.
31. Сколько капель водного раствора лекарственного вещества содержится в 1 мл этого раствора?
- 10 капель водного раствора;
- 500 капель водного раствора;
- 20 капель водного раствора;
- 50 капель водного раствора;
- 100 капель водного раствора.
32. Сколько микрограммов лекарственного вещества содержится в 1 грамме?
- 100 микрограммов;
- 1000 микрограммов;
- 100 000 микрограммов;
- 10 000 микрограммов;
- 1 000 000 микрограммов.
33. Сколько миллиграммов лекарственного вещества содержится в 1 грамме?
- 100 миллиграммов;
- 10 000 миллиграммов;
- 1000 миллиграммов;
- 100 0000 миллиграммов;
- 1 000 000 миллиграммов.
34. Сколько мл жидкого лекарственного вещества содержится в 1 чайной ложке?
- 5 мл;
- 1 мл;
- 20 мл;
- 15 мл;
- 10 мл.
35. Таблетки, которые запрещено делить
- противосудорожные средства;
- противозачаточные;
- химиотерапевтические препараты;
- нестероидные противовоспалительные препараты;
- Варфарин (антикоагулянт).
36. Токсические реакции на антибиотики
- нейротоксические;
- крапивница;
- гепатотоксические;
- нефротоксические;
- ототоксические.
37. У пациента, принимающего бета-блокаторы, развились симптомы депрессии. С чем связано её появление?
- депрессия не может быть связана с приемом бета-блокаторов;
- депрессия – один из побочных эффектов бета-блокаторов, связанных с фармакологическим действием этих препаратов;
- депрессия вызвана токсическим эффектом бета-блокаторов;
- депрессия вызвана аллергической реакцией на бета-блокаторы.
38. Чем опасен совместный прием гепатотоксичных антибиотиков из группы макролидов и этилового спирта?
- неэффективностью терапии;
- токсическим действием на печень;
- резким снижением артериального давления;
- развитием язвы желудка;
- развитием антабусоподобной реакции.
39. Чем опасен совместный прием ацетилсалициловой кислоты и этилового спирта?
- неэффективностью терапии;
- резким снижением артериального давления;
- токсическим действием на печень;
- развитием антабусоподобной реакции;
- развитием язвы желудка.
40. Чем опасен совместный прием петлевых диуретиков и этилового спирта?
- токсическим действием на печень;
- развитием язвы желудка;
- неэффективностью терапии;
- резким снижением артериального давления;
- развитием антабусоподобной реакции.
Непрерывное медицинское образование
В нашем учебном центре вы можете пройти обучение в системе непрерывного медицинского образования