Повышение квалификации врачей и медицинских работников
Повышение квалификации среднего медицинского персонала
Профессиональная переподготовка врачей и медицинских работников
Профессиональная переподготовка среднего медицинского персонала
Программы для специалистов с немедицинским образованием, работающих на мед. должностях
Периодическая аккредитация врачей и медицинских работников
Периодическая аккредитация среднего медицинского персонала
Баллы НМО для врачей и медсестёр
ИОМы по клиническим рекомендациям
Подготовка портфолио
Профессиональное обучение с выдачей свидетельства о присвоении профессии

Непрерывное медицинское образование

В нашем учебном центре вы можете пройти обучение в системе непрерывного медицинского образования


Тест НМО с ответами по теме «Профилактика насилия в медицинских организациях»


1. Болезни, которые могут быть причиной патологической агрессии пациентов

  1. болезни крови и кроветворных органов;
  2. болезни опорно-двигательного аппарата;
  3. некоторые психические заболевания;
  4. очаговые поражения мозга;
  5. тяжёлые инфекции и интоксикации.

2. Буллинг – это

  1. вид охоты на лис;
  2. вид спорта;
  3. слово, заимствованное из английского языка, используемое как синоним травли в любых ее проявлениях;
  4. травля в интернете, через электронную почту, sms-сообщения и т.п.;
  5. травля со стороны начальства.

3. В МКБ десятого пересмотра есть рубрика «Т74» – синдром жестокого обращения. Какие подрубрики имеет эта рубрика?

  1. оставление без внимания, или заброшенность;
  2. психологическая жестокость;
  3. сексуальная жестокость;
  4. физическая жестокость, в т.ч. побои (синдром истязания младенца или ребенка);
  5. экономическое принуждение.

4. Виды насилия

  1. отсутствие заботы, в котором нуждается человек;
  2. психическое;
  3. сексуальное;
  4. физическое;
  5. экзистенциальное.

5. Виды насилия в отношении уязвимых групп пациентов

  1. отсутствие заботы;
  2. психическое;
  3. сексуальное;
  4. физическое;
  5. экономическое.

6. Главный фактор удовлетворённости своей работой, по данным межкультурных исследований в сестринских коллективах

  1. безопасные условия труда;
  2. высокая зарплата;
  3. моральная поддержка со стороны руководства и коллег;
  4. небольшая нагрузка;
  5. постоянное повышение квалификации.

7. Действие медицинского работника, который подозревает возможное насилие в отношении пациента

  1. никому ничего не говорить, пока догадка не подтвердится;
  2. реакция на подобные ситуации не входит в функциональные обязанности медицинских работников;
  3. сообщить о своих догадках любому представителю администрации;
  4. сообщить родственникам пациента;
  5. срочно сообщить в прокуратуру.

8. Действие медицинского работника, который стал свидетелем насилия в отношении пациента

  1. незамедлительно оказать неотложную помощь пострадавшему, если требуется;
  2. немедленно обратиться к любому представителю администрации, сообщить ФИО пострадавшего, виновника, время совершения инцидента и подробно описать суть ситуации с указанием конкретного ущерба пожилому человеку;
  3. продолжать организацию поддержки и помощи пострадавшему с целью предотвращения последствий жестокого обращения;
  4. продолжать организацию поддержки и помощи пострадавшему с целью предупреждения повторения эпизодов насилия;
  5. сообщить о насилии родственникам пациента.

9. Импульсивная агрессия

  1. внезапна и нерациональна, провоцируется внешними факторами;
  2. направлена на достижение заранее поставленной цели;
  3. продумана и рациональна;
  4. развивается в результате психологического эксперимента путём нанесения электрических импульсов на определённые участки головного мозга;
  5. формируется на основе предшествующего опыта достижения желаемых целей с помощью скандалов, угроз и т.п..

10. Как часто жертва травли в профессиональном коллективе сообщает об этом руководству?

  1. всегда;
  2. крайне редко, в единичных случаях;
  3. не изучалось;
  4. никогда;
  5. часто, почти в половине случаев.

11. Как часто, по данным опросов, встречается травля в сестринских коллективах?

  1. вопрос не изучался;
  2. довольно часто, почти половина опрашиваемых медсестёр сталкивалась с травлей в своём коллективе;
  3. крайне редко, почти не встречается;
  4. не встречается;
  5. травля встречается во всех коллективах.

12. Какая из «мирных» профессий чаще других подвергается насилию на рабочих местах?

  1. дорожные рабочие;
  2. медицинские работники;
  3. педагоги;
  4. работники коммунального хозяйства;
  5. чиновники.

13. Какие вопросы рекомендовано включать в тренинги медицинского персонала с целью защиты от насилия со стороны пациентов?

  1. выявление насилия: умение идентифицировать потенциально опасные ситуации;
  2. навыки общения с агрессивным пациентом;
  3. обучение приёмам самозащиты, если существует высокая вероятность насилия;
  4. проведение сердечно-лёгочной реанимации;
  5. теория: информация о различных видах насилия на рабочих местах, практике их снижения.

14. Какие из представленных ниже ситуаций можно расценить как безусловное проявление насилия?

  1. медсестра силой удержала пациента с психозом, который пытался выброситься из окна, и при этом нанесла ему травму, в результате которой на его руках проявились массивные кровоподтёки;
  2. пациента в состоянии алкогольного опьянения привязали к кровати верёвками;
  3. пациента с онкологическим заболеванием, испытывающему сильные боли, ограничивают в использовании наркотических обезболивающих средств;
  4. пациентку с болезнью Альцгеймера, не способную к самообслуживанию, кормят один раз в день, не купают, запирают на одну в комнате, с ней не разговаривают;
  5. пожилую пациентку с инсультом, находящуюся в стационаре, обманом вынудили подписать дарственную на свою квартиру.

15. Можно ли организационными мерами добиться снижения насилия в отношении медицинских работников?

  1. вопрос не изучался;
  2. да, существуют эффективные организационные меры по снижению насилия против медицинских работников;
  3. организационными мерами можно полностью решить проблему насилия и в обществе и в здравоохранении;
  4. такие меры не разработаны;
  5. это, в принципе, невозможно.

16. Название международного документа о насилии на рабочих местах в здравоохранении

  1. «Основные рекомендации по борьбе с насилием на рабочих местах в сфере здравоохранения» (утв. Международное бюро труда, Международный совет медсестёр, Всемирная организация здравоохранения и др.);
  2. Варшавская декларация;
  3. Нюрнбергский кодекс;
  4. Резолюция ООН по насилию на рабочих местах;
  5. Хельсинская декларация.

17. Насилие на рабочих местах – это насилие

  1. оскорбления и физические нападки на работников, находящихся на своих рабочих местах, а также по пути на работу и с работы; угрозы не являются проявлением насилия;
  2. оскорбления, угрозы, физические нападки на работников, находящихся на своих рабочих местах, а также по пути на работу и с работы;
  3. оскорбления, угрозы, физические нападки на работников, находящихся на своих рабочих местах; инциденты, происходящие по пути на работу и с работы к этому виду насилия не относятся;
  4. физические нападки на работников, находящихся на своих рабочих местах, закончившиеся причинением вреда жизни и здоровью; насилием не являются нападки, которые не причинили вреда жизни и здоровью;
  5. физические нападки на работников, находящихся на своих рабочих местах, закончившиеся причинением тяжкого вреда жизни и здоровью; насилием не являются нападки, которые не причинили вреда жизни и здоровью или причинили лёгкий вред здоровью.

18. Организационные меры по предотвращению насилия над медицинскими работниками со стороны пациентов, родственников и посетителей

  1. для работающих в ночную смену по возможности должен предоставляться транспорт;
  2. заранее готовить визиты на дом: сотрудники, выполняющие их, должны по возможности предварительно договариваться о визите в определённое время; проблемные районы следует посещать утром, когда количество пьяных и наркоманов на улицах минимально;
  3. приспособить организацию приема к возможностям и ресурсам учреждения; необходимо избегать толп, очередей; время ожидания приема необходимо свести к минимуму;
  4. работающие в ночную смену, особенно женщины и те, кто переходит из одного здания в другое или работает в изолированных частях здания, должны, если возможно, работать вместе или в непосредственной̆ близости друг от друга;
  5. такие меры не разработаны.

19. Основная цель медицинского работника, столкнувшегося с патологической агрессией со стороны пациента

  1. выполнить все требования пациента, любой ценой погасить конфликт;
  2. дать адекватный ответ агрессору, «поставить его на место»;
  3. не провоцировать, постараться понять, что вызвало всплеск агрессии и помочь пациенту решить его проблему;
  4. оказать адекватную медицинскую помощь по поводу заболевания, которое явилось причиной агрессивных проявлений;
  5. помочь пациенту решить его проблему, однако, по возможности, не позволять агрессору манипулировать собой.

20. Особенности восприятия чужой боли у медицинских работников

  1. вопрос не изучался;
  2. мозг медицинского работника более чувствителен к демонстрации сцен, где люди испытывают сильную боль, чем мозг непрофессионалов;
  3. мозг медицинского работника гораздо меньше реагирует на демонстрацию сцен, где люди испытывают сильную боль, чем мозг простого человека;
  4. мозг медицинского работника не отличается от мозга непрофессионалов, он также чувствителен к демонстрации сцен, где люди испытывают сильную боль, что и люди других профессий;
  5. пониженная чувствительность мозга медицинских работников к чужой боли является необходимым условием профессиональной деятельности хирургов, травматологов и т.п..

21. Первичной причиной патологической агрессии является

  1. заболевание, влияющее на деятельность головного мозга;
  2. неумение сдерживать свои эмоции;
  3. обида и желание отомстить;
  4. страстное желание добиться чего-то очень важного;
  5. стресс.

22. Правила работы с жалобами пациентов (с недовольными пациентами)

  1. внимательно выслушать и принять позицию пациента;
  2. поблагодарить за понимание и активную жизненную позицию;
  3. помочь пациенту решить его проблему;
  4. согласиться с мнением пациента;
  5. указать пациенту на его ошибки, если таковые имеются, доказать пациенту, что он не прав.

23. Правильная реакция на агрессивного пациента

  1. быть спокойным, проявить внимание и готовность помочь;
  2. дать отпор, «поставить на место», показать силу, проявить власть;
  3. не замечать пациента, не реагировать на его агрессию, делать свои дела;
  4. отложить решение проблем пациента до того момента, как он полностью успокоится;
  5. сказать пациенту, что его поведение неприемлемо, попросить покинуть помещение.

24. Правильное позиционирование относительно агрессивного пациента

  1. занять место в одном из углов комнаты;
  2. не стоять (не сидеть) прямо напротив пациента, расположиться чуть вбок от него, соблюдать адекватную дистанцию, постараться, чтобы между пациентом и медицинским работником располагался стол, стул, любой предмет, который защитит от удара;
  3. подойти вплотную к пациенту, встать прямо напротив него;
  4. постараться, чтобы между пациентом и медицинским работником не было никаких лишних предметов;
  5. сесть рядом с пациентом, демонстрируя ему своё бесстрашие и спокойствие.

25. Правильное суждение об унижении

  1. объективная оценка человека, обладающего большим количеством недостатков;
  2. унижение – это целенаправленное поведение;
  3. унижение направлено на снижение позитивного самовосприятия у другого человека;
  4. унижение направлено на снижение ценности другой личности;
  5. часто осуществляется с целью самоутвердиться за счёт другого.

26. Правильные суждения о влиянии болезни на проявление импульсивной и преднамеренной агрессии

  1. болезнь вынуждает человека обращаться за помощью, и если он не получает её, это провоцирует дополнительные стрессы и проявления агрессии;
  2. болезнь истощает человека, лишая его сил сопротивляться внутренней агрессии;
  3. болезнь не влияет на риски импульсивной и преднамеренной агрессии;
  4. болезнь повышает риски импульсивной и преднамеренной агрессии;
  5. болезнь создаёт специфические стрессы – переживания, опасения, тревоги, которые сами по себе рождают агрессию.

27. Преднамеренная инструментальная агрессия

  1. вызвана нейрохирургическим инструментальным вмешательством;
  2. вызвана поражением головного мозга;
  3. импульсивна и нерациональна;
  4. направлена на достижение заранее поставленной цели;
  5. получена в результате психологического эксперимента.

28. Примерный масштаб насилия в отношении медицинских работников в России (по данным Минздрава России)

  1. 10-15 случаев в год;
  2. 100 случаев в год;
  3. 1000-1500 случаев в год;
  4. 10000 случаев в год;
  5. единичные случаи в год.

29. Причины травли в коллективах

  1. желание подчинить (желание власти);
  2. желание самоутвердиться за счёт унижения другого;
  3. желание справедливости;
  4. желание унизить ради развлечения;
  5. зависть.

30. Проявления психического насилия

  1. грубость;
  2. жёсткое фиксирование;
  3. избиения;
  4. изнасилование;
  5. оскорбления.

31. Проявления физического насилия

  1. грубость;
  2. жёсткое фиксирование;
  3. избиения;
  4. изнасилование;
  5. оскорбления.

32. Психологи, изучающие конфликты, рекомендуют медицинским работникам внимательно выслушать и «принять» мнение конфликтующего пациента. Что означают в данном случае слова «принять мнение пациента»?

  1. довести мнение пациента до руководства;
  2. зарегистрировать мнение пациента в установленном порядке;
  3. одобрить пациента и его мнение;
  4. признать, что пациент имеет право на своё мнение, свою позицию: «Я понимаю вашу обеспокоенность. На вашем месте я бы тоже волновался и т.п.», учесть мнение пациента в решении его проблемы;
  5. согласиться и выполнить требования пациента.

33. Советы психолога жертве насилия

  1. ведите дневник;
  2. ищите союзника и создайте свою «стаю»;
  3. качественно и своевременно выполняйте свою работу, найдите случай продемонстрировать её своему начальству;
  4. найдите главного организатора травли;
  5. смиритесь, не сопротивляйтесь, со временем от вас отстанут.

34. Суждение о власти

  1. власть – это навязывание своей воли другому человеку, даже вопреки его сопротивлению;
  2. отсутствие заботы или пренебрежение рассматривают как проявление использования власти над пациентом и одну из форм насилия;
  3. примеры использования власти: запугивание, угрозы и т.п.;
  4. согласно определению ВОЗ, использование власти не является одним из признаков насилия;
  5. согласно определению ВОЗ, использование власти – один из критериев при определении насилия.

35. Суждение о грубости

  1. грубость проявляется в грубых высказываниях, жестах, манерах (повышенный тон, крики), грубое обращение (толчки);
  2. грубость унижает достоинство человека;
  3. под грубостью понимают бесцеремонную небрежную манеру обращения с людьми, не заботящуюся об их чувствах и благополучии;
  4. унижение человека в неприличной форме.

36. Суждение о зависти

  1. зависть – неприятное чувство, возникающее от благополучия и достижений других людей;
  2. зависть – это постоянное сравнение и желание обладать чем-либо нематериальным или материальным;
  3. зависть – это приятное чувство, возникающее при сравнении с другими людьми;
  4. зависть следует поощрять, так как она порождает позитивную конкуренцию в трудовых коллективах;
  5. зависть часто является причиной травли в коллективах.

37. Суждение о самоутверждении

  1. все стратегии самоутверждения носят позитивный характер и полезны для человека и окружающих его людей;
  2. одна из деструктивных стратегий самоутверждения – за счёт унижения другого;
  3. самоутверждение – утверждение ценности и значимости собственной личности, своего значения, права быть собой;
  4. существуют различные стратегии самоутверждения;
  5. человеку не свойственно стремиться к самоутверждению.

38. Суждение о травле

  1. как правило, объектами травли становятся люди не способные дать сдачи своему мучителю;
  2. травля – это агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого члена коллектива;
  3. травля – это сознательное беспощадное преследование жертвы;
  4. травля – это справедливое отношение к плохим работникам;
  5. травля проявляется в оскорблениях, моральном давлении, рукоприкладстве, склонении к самоубийству.

39. Суждение об оскорблении

  1. оскорбление – это административное правонарушение;
  2. оскорбление – это унижение человека в неприличной форме;
  3. оскорбление и грубость – это слова-синонимы;
  4. оскорбление человека является уголовным преступлением;
  5. оскорбления – это обидные высказывания с использованием обычной (цензурной) лексики.

40. Типичные признаки агрессивности пациента

  1. гиперемия кожи, чрезмерное потоотделение, расширенный зрачок, неглубокое частое дыхание, мышечное напряжение;
  2. открытая поза;
  3. подозрительность, волнение, импульсивность, раздражительность, беспокойство, враждебность, гнев, ярость;
  4. пронизывающий взгляд, быстрая речь на повышенных тонах, особый тембр голоса;
  5. сжимание и разжимание кулаков, удары кулаком или ребром ладони по другой ладони, постукивание по предметам (например, ногой о ножку стула), непрерывное хождение.

41. Характеристики насилия

  1. насилие – это непреднамеренное причинение вреда;
  2. насилие – это преднамеренное действие;
  3. насилие – это применение силы или власти;
  4. насилие совершается в виде действия или угрозы действия;
  5. результат насилия – телесные повреждения, психологическая травма, смерть.

42. Цель медицинского работника, столкнувшегося с импульсивной агрессией пациента

  1. выполнить все требования пациента, любой ценой погасить конфликт;
  2. дать адекватный ответ агрессору, «поставить его на место»;
  3. не провоцировать, постараться понять, что вызвало всплеск агрессии и помочь пациенту решить его проблему;
  4. оказать адекватную медицинскую помощь по поводу заболевания, которое явилось причиной агрессивных проявлений;
  5. помочь пациенту решить его проблему, однако, по возможности, не позволять агрессору манипулировать собой.

43. Цель медицинского работника, столкнувшегося с преднамеренной инструментальной агрессией пациента

  1. выполнить все требования пациента, любой ценой погасить конфликт;
  2. дать адекватный ответ агрессору, «поставить его на место»;
  3. не провоцировать, постараться понять, что вызвало всплеск агрессии и помочь пациенту решить его проблему;
  4. оказать адекватную медицинскую помощь по поводу заболевания, которое явилось причиной агрессивных проявлений;
  5. помочь пациенту решить его проблему, однако, по возможности, не позволять агрессору манипулировать собой.

Непрерывное медицинское образование

В нашем учебном центре вы можете пройти обучение в системе непрерывного медицинского образования