Повышение квалификации врачей и медицинских работников
Повышение квалификации среднего медицинского персонала
Профессиональная переподготовка врачей и медицинских работников
Профессиональная переподготовка среднего медицинского персонала
Программы для специалистов с немедицинским образованием, работающих на мед. должностях
Периодическая аккредитация врачей и медицинских работников
Курсы повышения квалификации по направлению Психология
Курсы профессиональной переподготовки по направлению Психология
Периодическая аккредитация среднего медицинского персонала
Баллы НМО для врачей и медсестёр
ИОМы по клиническим рекомендациям
Подготовка портфолио
Профессиональное обучение с выдачей свидетельства о присвоении профессии

Непрерывное медицинское образование

В нашем учебном центре вы можете пройти обучение в системе непрерывного медицинского образования


Тест НМО с ответами по теме «Неспецифическая профилактика инфекций с аэрогенно-аэрозольным механизмом передачи»


1. «Золотой стандарт» кожного антисептика

  1. 50% водный раствор этилового спирта;
  2. 75-80% водный раствор изопропилового спирта;
  3. 75-80% водный раствор этилового спирта;
  4. 96% водный раствор этилового спирта;
  5. водный раствор хлоргексидина.

2. Аэрозоль – это

  1. дисперсная система, состоящая из взвешенных в газовой среде, обычно в воздухе, мелких (жидких или твердых) частиц;
  2. раствор;
  3. смесь газов;
  4. смесь жидких и твердых частиц;
  5. смесь твердых частиц.

3. В период эпидемий гриппа в учреждениях здравоохранения вводится масочный режим. Сколько масок может понадобиться врачу-терапевту, ведущему прием в течение 7 часов, в течение которого он примет более 20 пациентов?

  1. 1 маска способна защитить врача в течение всей рабочей смены;
  2. 2 маски способны защитить врача в течение всей рабочей смены;
  3. 7 масок, так как, согласно нормативам, число масок рассчитывается из длительности приема – по одной маске на 1 час приема;
  4. более 20 масок, так как, согласно нормативам, число масок должно соответствовать числу принятых больных;
  5. поскольку маску следует заменять на новую сразу после того, как она стала влажной, на прием может понадобиться до 10 и более масок.

4. Вирус гриппа проникает через поры обычной марли. Чем в таком случае можно объяснить доказанную исследованиями способность марлевых масок снизить риски заражения гриппом при использовании в очагах инфекции?

  1. 4-слойные марлевые маски способны надежно задерживать вирусы гриппа;
  2. маска защищает от прямого попадания капель на лицо при близком контакте. Кроме того, люди, использующие маску, реже трогают свое лицо контаминированными руками;
  3. при увлажнении марля способна задерживать контаминированные аэрозольные частицы;
  4. человек, на лице которого надета маска, дышит поверхностно, и потому вирусные частицы не проникают в его дыхательные пути;
  5. это ошибочное утверждение. Марлевые маски не способны защитить от гриппа.

5. Вирусы, устойчивые к антисептикам, содержащим изопропиловый спирт

  1. РНК-содержащие оболочечные вирусы;
  2. безоболочечные;
  3. все вирусы;
  4. крупные;
  5. оболочечные.

6. Врач общей практики ведет амбулаторный прием. С 11.00 до 11.20 его посетил пациент с гриппом. После этого в приеме, был перерыв около 45 минут. За это время врач выходил из кабинета по личным делам. Помещение в это время не проветривалось, поверхности не обрабатывались. В 12.25. в кабинет зашел следующий пациент с артериальной гипертензией. Существует ли опасность, что этот пациент заразится гриппом от предыдущего пациента? Выберите ответ и его правильное обоснование

  1. вероятность заражения очень высока, так как инфицированный аэрозоль к этому времени заполнил все помещение, а вирусы гриппа сохраняют свою вирулентность во внешней среде в течение многих часов;
  2. возможно заражение от врача, который контактировал с больным;
  3. заражение высоко вероятно, так как вирус контаминировал поверхности в радиусе 1 метра вокруг стула, на котором сидел больной, а его жизнеспособность сохраняется в течение более 1 часа;
  4. заражение мало вероятно, так как вирусы гриппа, выделенные первым пациентом во внешнюю среду, по прошествии 45 минут скорее всего уже потеряли свою жизнеспособность;
  5. заражение невозможно, так как грипп передается лишь при прямом контакте больного и здорового человека.

7. Врач общей практики ведет амбулаторный прием. С 11.00 до 11.20 его посетил пациент с подозрением на туберкулез. После этого в приеме, был перерыв около 45 минут. За это время врач выходил из кабинета по личным делам. Помещение в это время не проветривалось, поверхности не обрабатывались. В 12.25. в кабинет зашел следующий пациент с артериальной гипертензией. Существует ли опасность, что этот пациент заразится туберкулезом от предыдущего пациента? Выберите ответ и его правильное обоснование

  1. возможно заражение от врача, который контактировал с больным;
  2. заражение возможно, так как микобактерия туберкулеза сохраняют свою вирулентность во внешней среде в течение многих часов и даже десятков дней;
  3. заражение мало вероятно, так как микобактерии туберкулеза, выделенные первым пациентом во внешнюю среду, по прошествии 45 минут скорее всего уже потеряли свою жизнеспособность;
  4. заражение невозможно, так как туберкулез передается лишь при прямом контакте больного и здорового человека;
  5. заражение невозможно, так как туберкулез передается только фекально-оральным путем.

8. Высокоустойчивые во внешней среде возбудители инфекций

  1. вирус парагриппа;
  2. возбудитель туберкулеза;
  3. золотистый стафилококк;
  4. менингококк;
  5. стрептококк группы А.

9. Для чего в помещениях ЛПО изучают движение потоков воздуха с помощью дымовых трубок?

  1. устаревший метод, не дающий полезной информации;
  2. чтобы определить возможность заноса инфекции из одного помещения в другое, например, из палаты в ординаторскую;
  3. чтобы определить возможные пути миграции насекомых-переносчиков инфекции;
  4. чтобы определить расстановку УФ-облучателей для дезинфекции воздуха;
  5. чтобы понять, где находятся источники неприятных запахов.

10. Использованные медицинские маски в противотуберкулезных учреждениях здравоохранения относят к отходам

  1. класса А;
  2. класса Б;
  3. класса В;
  4. класса Г;
  5. класса Д.

11. Использованные медицинские маски в учреждениях здравоохранения общего профиля относят к отходам

  1. класса А;
  2. класса Б;
  3. класса В;
  4. класса Г;
  5. класса Д.

12. Использованные респираторы в противотуберкулезных учреждениях относят к отходам

  1. класса А;
  2. класса Б;
  3. класса В;
  4. класса Г;
  5. класса Д.

13. Использованные респираторы в учреждениях здравоохранения общего профиля относят к отходам

  1. класса А;
  2. класса Б;
  3. класса В;
  4. класса Г;
  5. класса Д.

14. Каким путем передается грипп?

  1. водным;
  2. воздушно-капельным;
  3. воздушно-пылевым;
  4. пищевым;
  5. прямым.

15. Каким путем передается корь?

  1. водным;
  2. воздушно-капельным;
  3. воздушно-пылевым;
  4. пищевым;
  5. прямым.

16. Название модификации технологии обработки рук, которая гарантирует более высокий уровень обработки наиболее критичных областей – кончиков пальцев

  1. большая лужа;
  2. бурный водопад;
  3. горное озеро;
  4. озеро;
  5. хрустальная река.

17. Неустойчивые во внешней среде возбудители инфекций

  1. вирус парагриппа;
  2. возбудитель дифтерии;
  3. возбудитель туберкулеза;
  4. золотистый стафилококк;
  5. стрептококк группы А.

18. Описание воздушно-капельного пути передачи инфекции при кашле и чихании

  1. мелкие частицы при кашле и чихании разлетаются на расстояния более 20 метров и не представляют угрозы для тех, кто находится рядом с источником инфекции;
  2. при кашле и чихании выделяются крупные частицы, которые разлетаются на расстояние до 1-2 метра и быстро оседают;
  3. при кашле и чихании выделяются мелкие частицы, которые разлетаются на расстояние до 1 метра и быстро высыхают, превращаясь в пыль, которая оседает в радиусе 1 метра от источника инфекции;
  4. при кашле и чихании выделяются мелкие частицы, которые разлетаются на расстояние до 10 метров и долго не оседают. Образуя мелкодисперсные аэрозоли, они распространяются по помещениям конвекционными потоками и сквозняками;
  5. при кашле и чихании выделяются частицы, которые быстро оседают на поверхностях в радиусе 2 метров, «запуская» контактно-бытовой путь передачи инфекции.

19. Описание воздушно-капельного пути передачи инфекции при разговоре и дыхании

  1. мелкие частицы разговоре и дыхании разлетаются на расстояния более 20 метров и не представляют угрозы для тех, кто находится рядом с источником инфекции;
  2. при разговоре и дыхании выделяются крупные частицы, которые разлетаются на расстояние до 1-2 метра и быстро оседают;
  3. при разговоре и дыхании выделяются мелкие частицы, которые разлетаются на расстояние до 1 метра и быстро высыхают, превращаясь в пыль, которая оседает в радиусе 1 метра от источника инфекции;
  4. при разговоре и дыхании выделяются мелкие частицы, которые разлетаются на расстояние до 10 метров и долго не оседают. Образуя мелкодисперсные аэрозоли, они распространяются по помещениям конвекционными потоками и сквозняками;
  5. при разговоре и дыхании выделяются частицы, которые в течение нескольких часов оседают на поверхностях в радиусе 5 метров, «запуская» контактно-бытовой путь передачи инфекции.

20. Определение понятия «аэрогенно-аэрозольный механизм передачи инфекции»

  1. механизм передачи инфекции, при котором возбудители выделяются на коже и её придатках, на слизистой оболочке глаз, полости рта, половых органов, на поверхности ран, поступают с них на поверхность различных предметов и при контакте с ними восприимчивого человека (чаще при наличии микротравм) внедряются в его организм;
  2. механизм передачи инфекции, при котором возбудители локализуются в слизистой оболочке дыхательных путей инфицированного организма и переносятся в восприимчивый макроорганизм через воздух;
  3. механизм передачи инфекции, при котором возбудитель инфекции локализуется преимущественно в желудочно-кишечном тракте, определяет его выведение из зараженного организма с испражнениями (фекалиями, мочой) или рвотными массами. Проникновение в восприимчивый организм происходит через рот, главным образом при заглатывании загрязненной воды (водный путь), пищи (алиментарный путь), с грязными руками и предметами обихода (контактно-бытовой путь), после чего он вновь локализуется в пищеварительном тракте нового организма;
  4. механизм передачи, который осуществляется при посредстве насекомых. Подразделяется на инокуляционный (при укусе) и контаминационный (при втирании в поврежденную кожу) пути передачи;
  5. механизм передачи, при котором возбудитель инфекции передается от матери к плоду во время беременности и родов.

21. Определение понятия «механизм передачи инфекции»

  1. живой организм или объект окружающей среды, в котором происходит размножение, накопление патогенных микроорганизмов, вызывающих при попадании в организм восприимчивого человека или животного инфекционную болезнь;
  2. источник инфекции и окружающая его территория в тех пределах, в которых возможно заражение окружающих;
  3. способ перемещения возбудителя инфекционной или паразитарной болезни из зараженного организма в восприимчивый. реализуется посредством пути передачи и объектов внешней среды, называемых факторами передачи инфекции (вода, воздух, насекомые и др.);
  4. форма реализации механизма передачи инфекции от ее источника восприимчивому человеку (животному) при участии объектов окружающей среды (факторов передачи);
  5. элементы внешней среды (объекты неживой природы), участвующие в передаче возбудителя инфекции от источника восприимчивым животным, но не являющиеся естественной средой обитания возбудителя.

22. Правильная характеристика воздушно-капельного пути передачи инфекции

  1. возбудитель выделяется во внешнюю среду от источника инфекции на мельчайших капельках слюны, слизи, бронхиального секрета;
  2. здоровый человек может заразиться от больного при прямом контакте кожи;
  3. опосредованный контактный путь передачи инфекции, инфицирование происходит посредством попадания микроорганизмов на предметы обихода и быта;
  4. реализуется при длительном сохранении возбудителя инфекции в пыли;
  5. связан с переливанием крови и ее компонентов, медицинскими манипуляциями, сопровождающимися повреждением кожи и слизистых при недостаточной стерилизации инструментария.

23. Правильная характеристика воздушно-пылевого пути передачи инфекции

  1. возбудитель выделяется во внешнюю среду от источника инфекции на мельчайших капельках слюны, слизи, бронхиального секрета;
  2. здоровый человек может заразиться от больного при прямом контакте кожи;
  3. опосредованный контактный путь передачи инфекции, инфицирование происходит посредством попадания микроорганизмов на предметы обихода и быта;
  4. реализуется при длительном сохранении возбудителя инфекции в пыли;
  5. связан с переливанием крови и ее компонентов, медицинскими манипуляциями, сопровождающимися повреждением кожи и слизистых при недостаточной стерилизации инструментария.

24. Правильное суждение о выборе респираторов в учреждениях здравоохранения

  1. для работников учреждений здравоохранения, работа в которых связана с риском распространения инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, не рекомендованы респираторы;
  2. для работников учреждений здравоохранения, работа в которых связана с риском распространения инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, рекомендованы респираторы класса защиты FFP;
  3. для работников учреждений здравоохранения, работа в которых связана с риском распространения инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, рекомендованы респираторы класса защиты FFP1 (эффективность фильтрации 80%);
  4. для работников учреждений здравоохранения, работа в которых связана с риском распространения инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, рекомендованы респираторы класса защиты FFP2 (эффективность фильтрации 95%) и FFP3 (эффективность фильтрации 99%);
  5. для работников учреждений здравоохранения, работа в которых связана с риском распространения инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, рекомендованы респираторы только класса защиты FFP3 (эффективность фильтрации 99%).

25. Правильное суждение о гигиене рук в очагах респираторных инфекций

  1. в очагах ОРВИ, где уделяется большое внимание гигиене рук – руки моют и обрабатывают 10 и более раз в сутки – случаи заражения здоровых случаются реже, чем там, где руки моют и обрабатывают всего несколько раз в день;
  2. вопросы влияния гигиены рук на частоту заражения здоровых в очагах инфекции с респираторным путем передачи не изучались;
  3. гигиена рук не имеет значения в очагах инфекции с воздушно-капельным и воздушно-пылевым путем передачи;
  4. нет доказательств, что в очагах ОРВИ, где уделяется большое внимание гигиене рук – руки моют и обрабатывают 10 и более раз в сутки – случаи заражения здоровых случаются реже, чем там, где руки моют и обрабатывают всего несколько раз в день;
  5. чтобы получить значимое снижение частоты заражения здоровых в очагах респираторных инфекций, необходимо, чтобы все, кто там находится обрабатывали руки не менее 100 раз в день.

26. Правильное суждение о медицинских масках

  1. влажную отсыревшую маску следует немедленно менять на новую, так как она становится «проводником» возбудителей с внешней поверхности на внутреннюю;
  2. медицинская маска обеспечивает защиту от воздушно-капельных инфекций в течение всей рабочей смены медицинского работника;
  3. медицинскую маску следует менять после каждого пациента, как и медицинские перчатки;
  4. после снятия использованной маски антисептическая обработка рук не обязательна;
  5. снимая медицинскую маску, следует брать ее за внешнюю поверхность масочного полотна.

27. Правильное суждение о правилах респираторного этикета

  1. при отсутствии носового платка, простуженные лица должны чихать и кашлять в кулак – это защищает окружающих от распространения инфекции;
  2. при отсутствии носового платка, простуженные лица должны чихать и кашлять в ладони – это защищает окружающих от распространения инфекции;
  3. при отсутствии носового платка, простуженные лица должны чихать и кашлять в сгиб локтя, а не в ладони, т.к. прикрывание рта ладонью приводит к распространению инфекции через руки;
  4. при отсутствии носового платка, простуженные лица должны чихать и кашлять в сторону от стоящих рядом людей – это защитит их от распространения инфекции;
  5. при отсутствии носового платка, простуженные лица не должны чихать и кашлять в сгиб локтя, т.к. это способствуют распространению инфекции через руки.

28. Правильное суждение о респираторах

  1. в отличие от масок, респираторы способны обеспечить высоконадежную защиту от респираторных инфекций, и потому их сертифицируют как средства индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания;
  2. ни маски, ни респираторы не обеспечивают надежной защиты от респираторных инфекций;
  3. респираторы классифицируют по классам защиты на пять групп: FFP1, FFP2, FFP3, FFP4, FFP5. Респираторы класса FFP5 обеспечивают 100-процентную эффективность;
  4. респираторы не превосходят фабрично изготовленные маски по способности надежно защитить от воздушно-капельных инфекций;
  5. респираторы, используемые медицинскими работниками в учреждениях здравоохранения, не требуют сертификации как средства индивидуальной защиты.

29. Программа респираторной защиты

  1. государственная программа по улучшению качества воздуха в промышленных городах;
  2. программа профилактики болезней органов дыхания;
  3. программа профилактики воздушно-капельных инфекций;
  4. создается в ЛПО на время карантина по поводу эпидемии гриппа;
  5. создается в учреждениях здравоохранения, где используются средства индивидуальной респираторной защиты.

30. Пути реализации аэрогенно-аэрозольного механизма передачи инфекции

  1. вертикальный, половой, трансплантационный пути;
  2. воздушно-капельный и воздушно-пылевой пути;
  3. контактно-бытовой, водный и алиментарный пути;
  4. парентеральный путь;
  5. прямой и непрямой пути.

31. Пыль – это

  1. аэрозоль, состоящий из взвешенных в воздухе относительно крупных твердых частиц;
  2. дисперсная система, состоящая из взвешенных в воздухе мелких жидких частиц;
  3. смесь газов;
  4. смесь жидких и твердых частиц;
  5. смесь твердых частиц.

32. Рекомендации по использованию масок фабричного изготовления в очагах респираторных инфекций

  1. для долговременной защиты от инфекций, возбудитель которых имеет размер более 5 микрон;
  2. для долговременной защиты от любых респираторных инфекций;
  3. для кратковременной защиты от инфекций от любых респираторных инфекций;
  4. для кратковременной защиты от инфекций, возбудитель которых имеет размер более 5 микрон;
  5. для кратковременной защиты от инфекций, возбудитель которых имеет размер менее 5 микрон.

33. Респираторный этикет – это

  1. дыхательная гимнастика для профилактики застойной пневмонии;
  2. карантин по поводу респираторной инфекции;
  3. свод правил поведения медицинского работника во время вспышки респираторных инфекций;
  4. свод простых правил поведения больного с респираторной инфекцией в общественных местах, направленных на ограничение
  5. распространения этих заболеваний;
  6. этический кодекс врачей-пульмонологов.

34. Сколько времени длится воздушно-капельный путь передачи инфекции?

  1. до 30 секунд;
  2. до полугода;
  3. несколько дней;
  4. несколько минут;
  5. несколько часов.

35. Сколько времени длится воздушно-пылевой путь передачи инфекции?

  1. без ограничения во времени;
  2. до 10 секунд;
  3. до 60 секунд;
  4. несколько минут;
  5. несколько часов-дней.

36. Сколько времени сохраняет жизнеспособность вирус гриппа, попав во внешнюю среду?

  1. 7 дней и более;
  2. до года;
  3. несколько дней;
  4. несколько минут, редко – несколько часов;
  5. сутки и более.

37. Сколько времени сохраняет жизнеспособность туберкулезная палочка, попав во внешнюю среду?

  1. десятки дней-месяцы;
  2. несколько дней;
  3. несколько минут;
  4. несколько часов;
  5. сутки.

38. Фабрично изготовленные маски не способны полностью защитить от мелких аэрозолей. Через какие отверстия эти аэрозоли проникают в подмасочное пространство?

  1. только через дефекты масочного полотна. В отсутствие дефектов фабрична маска надежно защищает от проникновения аэрозольных частиц;
  2. только через места неполного прилегания маски к лицу, и потому, если добиться полного прилегания, маска будет обеспечивать защиту от мелких аэрозолей;
  3. только через отверстия в масочном полотне, которые образуются при неправильном хранении и использовании маски;
  4. только через отверстия, которые образуются при неправильном надевании маски;
  5. через поры в толще масочного полотна и через отверстия в местах неполного прилегания маски к лицу.

39. Фактор (факторы) передачи инфекций с аэрогенно-аэрозольным механизмом передачи

  1. вода и пища;
  2. воздух;
  3. живые переносчики;
  4. предметы быта и производственной среды;
  5. руки медицинского персонала.

Непрерывное медицинское образование

В нашем учебном центре вы можете пройти обучение в системе непрерывного медицинского образования