Узнай о скидках и акциях!
Зафиксируй стоимость обучения на нужную дату!
Мы напомним точно в срок, когда пора проходить обучение.
В марте текущего года Всероссийский учебно-научно-методический центр Минздрава по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию возглавил Александр Мирошниченко, доктор медицинских наук и бывший ректор Южно-Уральского государственного медицинского университета. В беседе с изданием "МВ" он рассказал о ближайших изменениях в медицинском образовании: возможном сокращении сроков обучения, перспективах дистанционного обучения, а также о причинах роста стоимости образовательных программ.
На фоне заявлений о необходимости сокращения сроков высшего образования, обсуждалось, затронут ли эти изменения медицинские специальности. По словам Мирошниченко, сокращение сроков обучения для медицинских профессий маловероятно. Объём знаний, который требуется для подготовки врача или провизора, невозможно освоить за более короткий период. Именно поэтому в 2003 году, при переходе России на болонскую систему образования, для этих специальностей сохранили программы специалитета продолжительностью пять-шесть лет.
Однако в среднем профессиональном образовании сроки подготовки уже сократились. Этот шаг был продиктован дефицитом кадров среднего звена и потребностью рынка быстрее получать специалистов. Но не все образовательные учреждения смогли адаптировать свои программы без потери качества. Главная проблема, по мнению Мирошниченко, заключается в неоднородном качестве подготовки выпускников, что требует внедрения новых стандартов и повышения требований.
Одна из острых проблем системы медицинского образования — значительная часть выпускников, в том числе целевиков, не доходит до первичного звена здравоохранения. Это связано с рядом факторов: недостаточной профессиональной и психологической подготовкой, молодостью специалистов, а также стремлением продолжить образование. Например, до 15% выпускников среднего профобразования поступают в вузы, используя колледж как ступень к высшему образованию.
Мирошниченко отметил, что для закрепления специалистов в первичном звене необходимо развивать системную материальную поддержку: предоставлять жильё, возможности для профессионального роста и стабильные условия труда. Без этого образовательные организации не смогут в полной мере решить проблему кадрового дефицита.
За последние годы стоимость обучения в медицинских вузах выросла на 20–30% ежегодно. Мирошниченко объяснил это необходимостью инвестиций в повышение качества образования: закупку оборудования, развитие симуляционных технологий, привлечение квалифицированных преподавателей. Также университеты вынуждены конкурировать с медицинскими учреждениями за специалистов, что требует увеличения фонда оплаты труда.
При этом существующие федеральные нормативы часто не покрывают реальные расходы на обучение. Поэтому, по словам эксперта, медобразование априори не может быть дешёвым — дороже стоит только подготовка пилотов гражданской авиации.
Мирошниченко подчеркнул, что цифровые технологии — это инструмент, который можно эффективно использовать в медицинском образовании. Например, изучение клинических навыков или редких случаев, недоступных в обычной практике, вполне возможно организовать дистанционно. Однако основные практические навыки должны отрабатываться очно, так как их качество напрямую влияет на безопасность пациентов.
Среди лидеров медицинского образования уже активно применяются цифровые технологии для организации самостоятельной работы студентов, что позволяет им быть вовлечёнными в образовательный процесс независимо от местонахождения.
Для среднего медперсонала наличие второй квалификации становится всё более актуальным. Колледжи уже начали внедрять программы профессиональной переподготовки, которые студенты осваивают параллельно с основной образовательной программой. Таким образом, выпускник получает сразу два диплома, что повышает его конкурентоспособность на рынке труда.
В высшем образовании практика получения двух квалификаций давно применяется, особенно по смежным специальностям. Однако возможны изменения в стандартах ординатуры, чтобы адаптировать обучение к текущим потребностям здравоохранения.
Мирошниченко подчеркнул, что главная задача системы медицинского образования — обеспечить единое качество подготовки специалистов, независимо от региона или уровня образовательной организации. Это потребует серьёзных реформ, внедрения новых стандартов и постоянного взаимодействия между вузами, работодателями и государственными органами.
Мы напомним точно в срок, когда пора проходить обучение.